Проект "Дневник здоровья"

Актуальность

Здоровье лежит в основе благополучия любого человека. Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определённых успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире.

В  традициях российской педагогики сохранение здоровья обучающихся является одной из основополагающих задач деятельности школы. Над этой проблемой работали: К.Д. Ушинский, А.С. Сухомлинский, Е.Л. Вишневская, В.Н. Касаткин, Г.К. Зайцев и другие.

В последние годы отмечается тенденция ухудшения здоровья подрастающего поколения. Отрицательная динамика усиливается по мере перехода учащихся из класса в класс. Характерной чертой школьников становятся пассивность, неуверенность в завтрашнем дне, страх за своё будущее, снижение самооценки, пессимизм, отрицание норм морали. Так, по данным различных исследований за последнее десятилетие здоровыми можно считать лишь от 5 до 25% школьников. В нашей школе 86 детей, имеют функциональные нарушения, у 28 - хронические патологии. Низкий исходный уровень здоровья первоклассников самым неблагоприятным образом сказывается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам.

В настоящие время как никогда актуальной становится проблема сохранения и укрепления здоровья с детства. И значительную помощь ученикам в решении этой нелёгкой задачи должна оказывать школа.  

Актуальность задачи формирования и сохранения здоровья детей подчёркивается в таких документах, как Конвенция о правах ребёнка, Закон Российской Федерации «Об образовании», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», ФГОС.

Одной из главных задач государственной политики по обеспечению активной адаптации личности к жизни в современном обществе является задача по формированию у школьников мотивации ЗОЖ. Ее решение возможно при создании психолого-педагогических условий для удовлетворения возрастающих потребностей обучающихся в здоровом образе жизни.

Решается проблема повышения мотивации здорового образа жизни обучающихся.

Объект: процесс создания психолого-педагогических условий для повышения мотивации здорового образа жизни обучающихся.

Предмет:  механизмы создания психолого-педагогических условий для повышения мотивации здорового образа жизни обучающихся.

 Цель:    повышение мотивации здорового образа жизни обучающихся на основе  создания дневника здоровья и его внедрения  в учебно-воспитательный процесс.

Задачи:

  1. На основе анализа научной литературы, передового, новаторского опыта выявить механизмы создания психолого-педагогический условий для повышения мотивации здорового образа жизни обучающихся.
  2. Создать дневник здоровья, направленный на формирование навыков самоконтроля уровня здоровья и физического состояния, дающий возможность пронаблюдать за динамикой физического развития.
  3. Внедрить в учебно-воспитательный процесс дневник здоровья для повышения мотивации здорового образа жизни обучающихся.
  4. Улучшить здоровье и физическое состояние школьников.
  5. Проанализировать, обобщить результаты повышения мотивации здорового образа жизни обучающихся на основе использования дневника здоровья.

 

 

Гипотеза:  внедрение дневника здоровья в учебно-воспитательный процесс позволит повысить мотивацию здорового образа жизни обучающихся.

 

Методы проектирования:

  1. Эмпирические (изучение литературы, анализ документации, наблюдение, тестирование);
  2. Теоретические (моделирование, анализ, синтез, сравнение, обобщение).

 

Этапы реализации проекта:

  1. 1.    Подготовительный этап (август 2012) – подбор методик, материалов для работы, изучение литературы, подбор диагностических методик, составление плана по реализации проекта  и анализ состояния здоровья обучающихся в школе.
  2. 2.    Организационный этап  (август 2012 - сентябрь 2012) – создание дневника здоровья, направленного на повышение мотивации здорового образа жизни, обеспечение условий для реализации проекта.
  3. 3.    Внедренческий этап (2012-2013 г.г.) - введение проекта в учебно-воспитательный процесс: реализация, отслеживание результатов.
  4. 4.    Обобщающий этап (2014г.) – анализ, обобщение полученных результатов, подведение итогов работы. Распространение опыта работы.

 

Концептуальное обоснование  проекта

Мотивация – внутреннее побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта, которое стимулируется внутренними и внешними условиями, вызывает активность и определяет направленность деятельности. Мотив служит основанием деятельности и выполняет ряд важных функций: побудительную, направляющую, регулятивную, оценочную, смыслообразующую. Единство этих трех функций обеспечивает регулирующую роль мотивации в поведении.

Под мотивацией ЗОЖ понимается осознание человеком ценности здоровья как основы для проявления в различных сферах жизнедеятельности, как основы его гармонического развития и выполнение в связи с этим тех или иных мероприятий по сохранению, укреплению и развитию здоровья, соблюдению для этих же целей принципов ЗОЖ.

В рамках введения ФГОС  в школе реализуется программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.  Цель программы: формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования 

Таким образом, забота о здоровье детей в процессе обучения представляется актуальной педагогической задачей. Сущность педагогического аспекта обеспечения здоровья подрастающего поколения состоит в формировании у человека с самого раннего возраста индивидуального стиля здорового образа жизни, являющегося основой культуры здоровья личности.

В ходе анализа воспитательной деятельности в школе, физического здоровья обучающихся определен ряд проблем, решение которых обеспечит повышение мотивации здорового образа жизни:

-          недостаточная информированность субъектов образовательного процесса по вопросам здоровьесбережения;

-          безразличное отношение обучающихся к своему здоровью и здоровью  окружающих;

-          несогласованность деятельности учителей и родителей по  формированию навыков здорового образа жизни и предупреждению асоциального поведения. 

Одним из наиболее действенных способов разрешения проблем является создание дневника здоровья,  который даст возможность обучающимся  углубить свои познания о здоровом образе жизни,  наблюдать динамику своего физиологического развития, двигательных качеств, образа жизни, сформирует навык поддержания и укрепления здоровья и физического развития, может стать стимулом для поддержания физической формы и здорового образа жизни.

Для обучающихся 1, 2 классов используется дневник здоровья, разработанный БОУДПО «ИРООО». Дневник здоровья используется на уроках физической культуры, во внеурочной деятельности для развития у младших школьников умений наблюдать за своим физическим развитием и здоровьем, планировать свою деятельность в школе и дома. В ходе игрового взаимодействия дети осваивают новые социальные роли, у них формируются представления о ценности здоровья, общения, семьи. В течение года обучающиеся несколько раз под руководством учителя определяют свои физические качества (быстрота, гибкость, сила, координация, выносливость), наблюдают  за изменениями роста, размера стопы, проводят анализ изменений, учатся способам сохранения своего здоровья и физического развития.

Возникла необходимость разработки дневника здоровья для обучающихся  5 класса (Приложение 1).

В основу разработки дневника здоровья были положены следующие педагогические принципы и подходы:

1. Принцип прородосообразности. Принимать ребенка таким, каков он есть. Природа сильнее, чем воспитание. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.

2. Принцип сотрудничества. Работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия.

3. Деятельностный подход. В деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками, меняется отношение к самому себе – растет самоуважение.

4. Личностно-ориентированный подход.  Уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям, к его духовной жизни, к мотивам его поведения.

5. Возрастной подход. Подростковый период – период самоутверждения.

Работа с дневником здоровья ведется по следующим направлениям: 

-          диагностика состояния здоровья, физиологических показателей, физических качеств  обучающихся;

-          реализация комплекса мер,  направленных на формирование здорового образа жизни, предупреждение развития болезней;

-          использование немедикоментозных методов профилактики, включающих  валеологизацию процесса обучения и воспитания;

-          формирование активной позиции обучающихся, родителей по сохранению и восстановлению здоровья, которое возможно при условии повышения  информированности по проблеме формирования здорового образа жизни и методов управления ими.

Работая с дневником здоровья на уроках физической культуры, на внеурочных занятиях, дома,  обучающимся 5 класса в течение года предлагается  проанализировать свои физические параметры, достижения в спорте, физиологические показатели (частота сердечных сокращений, артериальное давление, индекс массы тела, состояние осанки), физические качества (быстрота, гибкость, скоростно-силовые способности, выносливость).  В дневнике здоровья имеется информация о том, как определить данные показатели и качества, приведены нормы, соответствующие возрасту обучающихся. В конце дневника здоровья приведена анкета «Здоровый образ жизни», которую предлагается заполнить в начале и конце учебного года. Данная работа позволяет обучающимся оценить уровень своего физического состояния, задуматься о своем здоровье, здоровом образе жизни.

В дневнике здоровья имеется информация о том, что такое физическая культура, здоровый образ жизни, их значение в жизни человека, о способах сохранения и укрепления здоровья, развития физических качеств.

К каждому разделу программы по физической культуре разработан комплекс упражнений, выполнение которых позволит обучающимся развить те или иные физические качества. Выполнение данных комплексов упражнений предлагается обучающимся как  домашнее задание в ходе выполнения программы по физической культуре.

Определение содержания, сущности, структуры мотивации здорового образа жизни позволило выявить особенности процесса формирования мотивации здорового образа жизни школьников, связанного, прежде всего, с отбором содержания учебного материала, соответствующего наличным и вновь возникающим потребностям ребенка. Он должно быть доступным, достаточно сложным и трудным, опираться на жизненный опыт детей. Образовательный процесс предусматривает переход от преподавания как трансляции знаний к преподаванию как организации рефлексивной, самостоятельной, образовательной деятельности обучающихся; от обучения как «передачи» ученику знаний к продуктивному обучению как «приращению» знаний ученика в процессе создания собственных образовательных продуктов; от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития; от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.

Процесс повышения мотивации здорового образа жизни предусматривает три основных этапа: мотивационный, операционально-познавательный, рефлексивно-оценочный.

Мотивационный этап: принятие цели деятельности обучающимися, реализация смыслообразующей функции мотива, постановка проблемы.

Операционально-познавательный этап: освоение содержания, овладение учебными действиями. Логика формирования знаний о ЗОЖ: чувственные познания (ощущения, восприятие); абстрактное мышление (понимание, осмысление, обобщение); применение знаний по образцу в сходной ситуации и новой ситуации (приучение, упражнения, инструктаж, предъявление требований, организация практических действий); использование личностно ориентированных технологий обучения.

Рефлексивно-оценочный этап. При оценке деятельности школьников в процессе формирования мотивации здорового образа жизни проводится качественный анализ ее результатов: выявляются положительные стороны деятельности и причины ее недостатков, что позволяет у обучающихся развивать умения самоанализа, самооценки, самоконтроля. В процессе формирования знаний о здоровом образе жизни формируются мотивы достижения, мотивы компетентности, самоактуализации и др. При организации педагогического процесса по формированию мотивации здорового образа жизни обучающихся используется комплекс деятельностей: познавательная, трудовая, художественная, общественная, ценностно-ориентационная и коммуникативная. В разные периоды возрастного развития содержание деятельности обучающихся и соотношение ее различных видов изменяются. При реализации этих условий формируется устойчивая мотивация здорового образа жизни обучающихся. Основным показателем сформированности мотивации здорового образа жизни школьников является потребность субъекта в достижении успеха в различных видах деятельности.

Для успешного формирования мотивации здорового образа жизни обучающихся необходимо:

-          овладение технологиями, построенными на идее социального взаимодействия (в результате такого взаимодействия формируется система нравственных отношений к себе, другим людям, коллективу, обществу, труду, Родине); выявление интересов, склонностей обучающихся и включение их в деятельность по интересам: кружки, секции.

-          организация личностно ориентированного обучения с учетом индивидуальных возможностей школьников; диагностика уровня индивидуального здоровья с учетом психосоматических, конституциональных и социально-духовных особенностей личности; осуществление коррекционных и реабилитационных мероприятий по сохранению, укреплению, развитию здоровья и созданию комфортных условий для участников образовательного процесса; обучение методам самодиагностики, самооценки, самоконтроля, самокоррекции психосоматического статуса организма на разных этапах жизни.

Формирование здорового образа жизни обучающихся невозможно без привлечения  родительской общественности,  представителей социума, которые являются субъектами образовательного процесса. Организуется работы с родителями: педагогическое сопровождение семьи по вопросам мотивации здорового образа жизни, проведение социологических исследований семей с целью выявления потребностей родителей по вопросам формирования мотивации здорового образа жизни  школьников, организация лектория для родителей «Роль семьи в формировании мотивации ЗОЖ ребенка», организация совместного досуга родителей и детей и др. Организуется  взаимодействие школы с социумом: создаются условия для интеграции усилий обучающихся, родителей, педагогов, социальных партнеров по формированию мотивации здорового образа жизни школьников.

Таким образом, с введением дневников здоровья в 1, 2, 5 классах были созданы условия  для формирования устойчивой положительной мотивации на  здоровый образ жизни; освоения комплексной характеристики здорового образа жизни; формирования навыков профилактики заболеваний и организации жизнедеятельности в соответствии с индивидуальными психофизиологическими особенностями организма.

 

Ожидаемые результаты.

Внедрение дневника здоровья в учебно-воспитательный процесс в русле повышения мотивации здорового образа жизни позволит:

-          повысить информированность   субъектов   образовательного процесса по вопросам здоровьесбережения и здорового образа жизни;

-          сформировать навыки самоконтроля уровня здоровья и физического состояния, наблюдения за динамикой физического развития. поддержания и укрепления здоровья и физического развития,

-          изменить отношение у  обучающихся   к  своему здоровью: выработать способности противостоять  вредным  привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды,  желание и умение вести здоровый образ жизни.           

-          сформировать отношение к здоровью как  ценности.

 

 

 

Описание критериев  результативности.

Уровнями сформированности мотивации ЗОЖ школьников являются:

высокий уровень: осознание личностью, что здоровье главная ценность жизни; владение умениями и навыками здорового образа жизни; умение принимать самостоятельно положительные решения в условиях выбора при различных жизненных ситуациях; сформированость волевых качеств, позволяющих преодолевать затруднения при решении жизненно важных задач. Эта совокупность знаний, умений и навыков позволяет обучающемуся удовлетворять свои потребности в здоровом образе жизни;

средний уровень: осознание личностью, что здоровье главная ценность жизни; уровень сформированности знаний, умений и навыков здорового образа жизни; сформированность волевых качеств, позволяющих принимать положительные решения в условиях выбора при различных жизненных ситуациях, осуществляется с дозированной помощью взрослых;

низкий уровень: осознание личностью, что здоровье главная ценность жизни; уровень сформированности знаний, умений и навыков здорового образа жизни; сформированность волевых качеств, позволяющих принимать положительные решения в условиях выбора при различных жизненных ситуациях, осуществляется под непосредственным руководством взрослых (педагоги и родители).

Показателями уровня сформированности мотивации здорового образа жизни школьников являются:

-          ценностно-смысловой компонент (понимание ценности здоровья и ЗОЖ для полноценной, счастливой и успешной жизни);

-          деятельностный (уровень сформированности умений и навыков ЗОЖ);

-          когнитивный (уровень сформированности знаний о ЗОЖ);

-          эмоционально-волевой (уровень сформированности волевых качеств личности школьника, позволяющих преодолевать затруднения при решении жизненно важных задач).

При оценке уровней сформированности мотивации здорового образа жизниобучающихся использовались диагностические процедуры (Приложение 2): тест-опросник измерения мотивации достижения А. Мехрабиана, М.Ш. Магомед-Эминова и др. Тест «Какое у тебя здоровье?»; Измененная Методика ценностных ориентации М. Рокича; Опросник «Отношение к здоровью»  (Р. А. Березовская);  Тест «Индекс отношения к здоровью» (Дерябо С., Ясин В.), анкета «Здоровый образ жизни».

Одним из основных показателей эффективности деятельности по формированию мотивации здорового образа жизни является улучшение  состояния здоровья обучающихся, анализ уровня физической подготовки, анализ посещения внеурочных занятий и спортивных секций,  анализ участия в спортивных мероприятиях различного уровня.

Обозначенные критерии уровней позволяют практически определить степень развития мотивации здорового образа жизни обучающихся.

 

Описание результатов.

В ходе работы по определению состояния  мотивации здорового образа жизни обучающихся 1, 2, 5 классов установлены уровни сформированности мотивации здорового образа жизни

Уровни сформированности мотивации ЗОЖ

Начало реализации проекта

1 класс

2 класс

5 класс

Высокий

19%

22%

26%

Средний

54%

56%

54%

Низкий

27%

23%

20%

После введения дневника здоровья, его заполнения, анализа полученных результатов удалось  сформировать  заинтересованность состоянием своего здоровья.

Посещаемость внеурочных занятий увеличилась.

Обучающиеся стали принимать активное участие в спортивных мероприятиях различных уровней:

 

Указание  перспектив развития.

В ходе работы над проблемой наметились задачи, решение которых выходит за рамки проведенного исследования.

Дальнейшая работа может затронуть вопросы:

-          влияние социальных условий на развитие здорового образа жизни;

-          разработка и внедрение дневника здоровья в 3, 4, 6-9 классах;

-          формирование культуры здоровья обучающихся, конструирование индивидуального стиля жизни.

Конструктор сайтов - uCoz