Программа воспитания и социализации обучающихся на 2012-2013 учебный год
5 класс МКОУ «СОШ №4» СП ООШ №5.
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, вне учебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся
Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
На ступени основного общего образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи.
В области формирования личностной культуры:
· формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
· укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
• усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;
• укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
• развитие способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
• развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
• формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;
• формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;
• осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
• формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
В области формирования социальной культуры:
• формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;
• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;
• развитие патриотизма и гражданской солидарности;
• развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;
• формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп;
• формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
• укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
• усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;
• формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
• укрепление отношения к семье как основе российского общества;
• формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
• укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
• усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;
• формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;
• знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.
Образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся для более полного достижения цели духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся (национального воспитательного идеала) с учётом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).
Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся
Задачи воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.
Каждое из этих направлений основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать их усвоение обучающимися.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);
• воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);
• воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);
• воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);
• воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);
• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).
Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы деятельности.
Список литературы
- Воспитательный процесс: изучение эффективности. Под ред. Е.Н.Степанова. – М., 2001.
- Классному руководителю о воспитательной системе класса. Под ред. Е.Н.Степанова. – М., 2000.
- Классные часы: 5, 6, 7, 8, 9 класс. А.В.Давыдова. – М., 2008.
- Классные часы. Е.В.Савченко, О.Е.Жиренко. – М., 2006.
- Мое здоровье. П.П.Кочеганова, Ю.в.Науменко. – М., 2008.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С.Полат. – М., 2008.
- Патриотическое воспитание. И.А.Пашкович. – Волгоград, 2006.
- Познай себя. Г.К.Селевко. – М., 2006.
- Родительские собрания. 5-11 классы. Н.И.Дереклеева. – М., 2005.
- Справочник классного руководителя. 5-11 классы. Н.И.Дереклеева.– М., 2002.
- Формирование коллектива класса. М.Ю.Савченко, Л.А.Обухова. – М.. 2006.
Работа с учащимися |
| сентябрь | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания | К.Ч. «Семья и семейные ценности» | К. Ч. «Олимпийский урок» | К.Ч. «День финансовой грамотности» | К.Ч. «200 лет победы в отечественной войне 1812 года.» | |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание | Праздник 1 сентября | Конкурс фотографий «Летний калейдоскоп» | Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники» | Закрытие школьных малых Олимпийских игр, подведение итогов конкурса «Самый спорт. класс» | |
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни | Открытие школьных малых Олимпийских игр. Начало конкурса Самый спортивный класс. | Осенний кросс Соревнование по футболу. Единый День здоровья | Соревнование по пионерболу. Кросс нации. | Соревнование по шашкам. Соревнование по настольному теннису. | |
Профилактическое направление | Инструктаж по ТБ «Дорога в школу и домой» | День ГО (эвакуация)
| Беседа по предупреждению травматизма | Итоги месяца «Линейка» | |
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии | «Планирование работы класса на 2011-12 уч. год»
| Выборы органов самоуправления в классах | Заседания комитетов, выборы актива школьного самоуправления.
| Оформление школьного уголка | |
Формирование семейно культуры. Воспитание социальной ответственности и компетентности |
Проведение родительского собрания. Организационные вопросы. Готовность к обучению во 5 классе . | Работа по составлению карты семьи - заседание родительского комитета - списки многодетных семей - анкетирование родителей - анализ и обработка информации |
Работа с учащимися |
| октябрь | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания | Торжественное открытие периода | Операция «Доброта сердца» - ко дню пожилых людей | «Сюрпризы осени». Конкурс творческих работ с природным материалом | Мини – лекция «День памяти жертв политических репрессий». | |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание | Конкурс открыток к Дню учителя «С любовью к Вам, Учителя». Концерт «Музыкальная открытка», посвященный Дню Учителя. Конкурс открыток, посвященный дню учителя. |
| Выборы: «Волшебника», «Лидера», «Эрудита» | Внеклассное мероприятие «Осенний калейдоскоп». | |
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни | День спринтера |
| Озеленение класса. |
| |
Профилактическое направление | Заседание комитетов | Антинаркотическая акция | Посвящение в НОУшата Итоги недели.
| Подведение рейтинга. | |
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии | День самоуправления с участием комитета по образованию и комитета по творчеству. | Заклеивание окон в классе | Генеральная уборка в классе | Беседа по предупреждению травматизма | |
Формирование семейно культуры. Воспитание социальной ответственности и компетентности | Индивидуальные консультации для родителей по коррекции поведения, усвоения программного материала. |
Работа с учащимися |
| ноябрь |
|
| |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
| |||
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания | Торжественное открытие пириода. К.Ч. Итоги 1 четверти
| Предметная неделя русского языка и литературы: «Путешествие в страну знаний» | Классный час «Будем вечно прославлять ту женщину, чье имя – Мама!» |
|
| ||
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание | День народного единства. Благотворительная акция «дети – детям»
| Школьный конкурс рисунков «Звезда по имени школа» | КТД «Мои любимые сказки» Конкурс творчества «Планета детства» | Концерт ко Дню Матери | |||
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни | Каникулы по плану. | Беседа с участковым инспектором.
| КТД «Вместе весело шагать» | Итоги месяци «Линейка» | |||
Профилактическое направление | Инструктаж Поведение во время осенних каникул
|
| Итоги недели | Подведение рейтинга | |||
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии | Самоконтроль успеваемости в классе, выполнение домашних заданий учащимися.
| Заседание комитетов |
|
| |||
Формирование семейно культуры. Воспитание социальной ответственности и компетентности | Индивидуальные консультации для родителей по коррекции поведения, усвоения программного материала. | ||||||
| |||||||
|
Работа с учащимися |
| декабрь | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания | Выставка ИЗО «волшебство рождественской сказки» | «Урок России»,посвященный дню конституции Классный час «Я гражданин своей страны» Предметная неделя физики. | Минута славы «Лучший дед мороз» |
| |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание | Акция «Познай себя сам» (всемирный день борьбы со спидом) Конкурс компьютерных листовок «21 век – век здорового образа жизни» | Акция «мастерская деда мороза» | Конкурс украшения кабинетов. | Выпуск школьных газет | |
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни | Заседание комитетов | Эстафета на лыжах. | КТД «Как празднуют Новый год в других странах» | Новогодний карнавал на улицах Солнечного города.Нрвргоднее кафе | |
Профилактическое направление | Итоги недели |
| Инструктажи по правилам пожарной безопасности Итоги недели | Инструктаж Поведение во время зимних каникул
| |
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии | Организация дежурства в классе. | Заседание комитетов | Помощь в устранении неудовлетворительных отметок.
|
К.Ч. Итоги 2 четверти
| |
Формирование семейно культуры. Воспитание социальной ответственности и компетентности | Индивидуальные консультации для родителей по коррекции поведения, усвоения программного материала. | Родительское собрание - «О поощрении и наказании» | Коллективное творческое дело «Готовимся к Новому году» |
Работа с учащимися |
| январь | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания |
Программа «Каникулы» |
Программа «Каникулы»
Заседание комитетов. | КТД «Профессии наших родителей» Конкурс презентации анимации «Есть такая профессия». Игра Брейн-ринг «Все о профессии» | Встречи с интересными людьми города. Предметная неделя иностранного языка. | |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание | КТД «Угадай профессию» КТД я и мир профессий | День снятия блокады Ленинграда. Встречи с интересными людьми города. | |||
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни | П Зимние забавы на свежем воздухе поход на каток. |
| |||
Профилактическое направление | Осторожность на дороге Заседание комитетов |
| |||
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии | Самоконтроль успеваемости в классе, выполнение домашних заданий учащимися.
| Помощь в устранении неудовлетворительных отметок.
| |||
Формирование семейно культуры. Воспитание социальной ответственности и компетентности | Индивидуальные беседы с родителями. По необходимости посещение семей. Привлечение родителей к оформлению портфолио детей |
Работа с учащимися |
| февраль | ||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |||
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания | К. Ч. «Миром правит любовь» Итоговая линейка «Итоги января» | Неделя истории и обществознания | «Они защищали Родину» - литературно-историческая комбозизия. | Итоги месяца «Линейка» | ||
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание | Вечер встречи выпускников (подготовка номера)е комитетов | День Святого Валентина Конкурс на лучшую Валентинку | «Поздравить спешим всех мужчин!» Поздравление пап и мальчиков класса. Конкурсная программа. |
| ||
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни |
| Весёлые перемены (игры на сплочение коллектива класса) | Военно-спортивная игра «Зарница» Спортивно – игровой праздник «Великолепная семерка» |
| ||
Профилактическое направление | К.Ч. «Безопасность в помещении при пожаре» (пожар в квартире) | Итоги недели |
|
| ||
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии | З |